Прогулка по Зимнему дворцу -1
Прогулка по Зимнему дворцу и немного истории.
Панорама Зимнего дворца
Зимний дворец в Санкт-Петербурге — в прошлом главный императорский
дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая
набережная, 38. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762
годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного
елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.
Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная
экспозиция Государственного Эрмитажа.
С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался
в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904
году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в
Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал
госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917
года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года
во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с
Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.
Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный
ансамбль современного города и являются одним из главных объектов
внутрироссийского и международного туризма.
Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних
дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в
1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.
Первый Зимний дворец — Свадебные палаты Петра I
Пётр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте
нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка,
строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким
крыльцом и черепичной крышей.
В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот
дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича
Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.
Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки
В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к
постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую
тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Пётр I со всем своим
семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом
дворце Пётр скончался.
Третий Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны
Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком
маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли,
который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его
проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом
нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской
Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома
были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство.
Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую
сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца
было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство.
Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100
спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и
караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически
сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по
луговой стороне технических построек, сараи и конюшен.
Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны
с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли
малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25
ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При
Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в
результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный
места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним
крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной
стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна
государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении
Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского
и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По
составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже
существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года
императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров.
Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил
строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от
перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает
решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой
Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года:
"Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приёму
иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни
праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и
для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не
может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим
пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую
перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа
оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для
повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов
такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу
возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие
учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для
приготовления припасов к тому строению"
Четвёртый (временный) Зимний дворец
Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был разобран в 1762 году.
Пятый (существующий) Зимний дворец
С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время
здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в
Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая
площадь дворца порядка 60 000 м². Елизавета Петровна не дожила до
окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр
III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие
внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III
свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при
Екатерине II.
Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой
интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б.
Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.
Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна
В середине XIX веке в окраске дворца появились красные оттенки
По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие
парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По
замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё
пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с
«Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и
пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала
составили впоследствии нынешний Николаевский зал). В юго-западном крыле
Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы
занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми
покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была
перекинута галерея.
В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-восточную часть
дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего
фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный
павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на
арке). В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним
появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала
разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой
следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем».
Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку,
кабинет, будуар, две спальни и уборную.
М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года
В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин
общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи
Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775) в счёт
его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Из этих 317 картин
(принято считать, что их было лишь 225) в основном
голландско-фламандской школы первой половины XVII века, переданных в
Россию в 1764 году и положивших начало собраниям Эрмитажа, сегодня здесь
сохранилось по меньшей мере 96 полотен[5]. Картины размещались в
уединённых апартаментах дворца, получивших французское название
«Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится
специальное здание восточнее дворца. В 1780—1790-х годах работы по
отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.
В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.
В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение
публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана
галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи
которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги
возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году.
Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для
покоев только что женившемуся великому князю Александру. Были также
созданы «Мраморная галерея» (из трёх зал).
В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили
Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10
лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В
начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферран оформил
«Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.
После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры,
восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П.
Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.
Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с
внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и
Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и
помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой
парадного проезда, которая была создана Растрелли после его работ по
ремонту дворца в Стрельне, вероятно, под влиянием великолепного
архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон). Различно
скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка
ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между
колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость
стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и
великолепия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий